Реферат на тему сознание и материя

    Революция в науке возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемое теорией. Сначала рассмотрим понятие пространства и понятие времени. Это свидетельствует в пользу тезиса "движение есть сущность времени и пространства". Фундаментальным вопросом, входящим в проблематику времени, является вопрос о направленности времени. Маркс отмечал: "В производстве люди вступают в отношение не только к природе. Высказывая свое мнение, человек, может приписать объекту познания любой признак предикат.

    Бессознательное и его место в духовной жизни человека Бессознательное реферат на тему сознание и материя широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

    В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Понятие общественного сознания, его структура Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

    Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой.

    Общественная психология и идеология, массовое сознание Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания.

    Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Политическое сознание. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, то есть с возникновением политической системы общества.

    В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества.

    Реферат на тему сознание и материя 1053785

    Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, реферат экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.

    Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

    Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, тему выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Эстетическое сознание Эстетическое материя в системе форм общественного сознания занимает особое место.

    Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру сознание сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория Религиозное и атеистическое сознание.

    Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Это обстоятельство выделяется в учебнике: ".

    Реферат на тему сознание и материя 9557

    Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи".

    Именно благодаря наличию в движении неизменности как его стороны возможно существование различных объектов. Таким образом, диалектический характер движения заключается, в частности, в том, что оно, отрицая покой, порождает.

    Движение, иначе говоря, внутренне и необходимо содержит в себе собственную противоположность покой в качестве снятого, подчиненного момента. В этом контексте программа предусмотривает рассмотрение проблемы взаимоотношения движения и развития.

    До изучения законов и категорий диалектики эта проблема не может быть обстоятельно проанализирована. Но некоторые ее аспекты уже можно выделить. В учебнике данная проблема рассматривается под углом зрения того, что движение в реферат на тему сознание и материя своих внутренних моментов содержит изменение и неизменность.

    При этом движение подразделяется на функционирование основной момент - неизменность качества объекта, явления и развитие основной момент - изменение качества объекта, явления : ". Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета.

    Но кроме этого существует еще один тип движения.

    Реферат на тему сознание и материя 2467

    Он связан с переходом от одного качества к другому, изменением качественного состояния предмета. Такого рода движения, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

    Развитие всегда связано с преобразованием одного качества в другое, с направленным формированием новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующихим систем".

    В первом приближении это вполне приемлемо. Далее нужно хотя бы кратко рассмотреть проблему источника движения и развития. Материалистическая диалектика подходит к ней с учетом темы для по базам данных, что внешнее и только внешнее воздействие не может быть естественным источником движения. Дело в том, что реферат на тему сознание и материя рассуждая от противногочто движение всякого объекта всегда есть результат внешнего и только внешнего воздействия, т.

    Таким образом, если внешнее воздействие действие силы рассматривать в качестве универсального источника движения, то в конечном счете невозможно будет обойтись без обращения к сверхестественному перводвигателю.

    Но это - за пределами науки ХХ века. На основе этих рассуждений можно сформулировать тезис: источником движения и развития является борьба внутренне присущих всякому объекту явлению противоположностей. Это позволяет понять всякое движение и всякое развитие прежде всего как самодвижение и саморазвитие. При этом равновесие противоположностей обуславливает функционирование системы; их неодинаковая роль когда одна из них становится ведущей в противоречии - саморазвитие системы.

    Здесь полезно вспомнить пример Гераклита с рекой - см. Заканчивая рассмотрение движения как способа существования материи, отметим, что оно будет неполным, если хотя бы кратко не остановиться на аргументах сторонников концепции энергетизма.

    Основное реферат на тему сознание и материя этого вопроса рассмотрел В. К вы деленному в "Материализме и эмпириокритицизме" добавим следующее. Существо энергетизма В. Оствальд выражал словами: "Что вы чувствуете. Но атомы в естествознании той эпохи отождествлялись с материей. На этой основе и возникло представление, что материи нет, а есть, в сущности, лишь одна энергия "чистое движение" как основа всего существующего.

    Заметим, что сам Оствальд в конечном счете отказался от "энергетизма", признав справедливость критики, с которой выступили не только философы-материалисты, но и некоторые из крупнейших естествоиспытателей, в частности - С.

    Основные философские категории и понятия. Это означает, что отношение человека к природе является не двучленным, как у животного, а трехчленным: человек - орудие - природа, т. Больцман и М. Современная постановка проблемы материи. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

    Больцман и М. Современные идеалисты пытаются воскресить "энергетизм", опираясь на известную формулу А. При этом утверждается, что материя превращается в энергию при аннигиляции.

    Такие рассуждения содержат два, по крайней мере, софизма: материя отождествляется с массой, а фотоны - с "чистой энергией". При аннигиляции нет "перехода" материи в энергию: здесь происходит переход вещества в поле; о "превращении" материи в энергию в данном случае нельзя говорить даже с формальной точки зрения: уменьшение массы приводит к уменьшению а не увеличению энергии.

    Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, как уже отмечалось, не существует наряду с единичным. Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели и не требуют коренного пересмотра.

    Энегельс выделял пять основных форм движения материи. Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация. Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов но не реферат на тему сознание и материя ядер! Биологическое движение - специфические для живого процессы.

    Социальное движение с которым связано и мышление. Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы: структурности каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя ; развития высшие формы движения возникают в результате реферат на тему сознание и материя низших ; историзма характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному.

    Развитие познания все в большей мере обогащает научные представления о формах движения неисчерпаемой материи. Однако открытие новых видов элементарных частиц или их взаимодействий, например, вовсе не требует, что достаточно очевидно, пересмотра основных положений, лежащих в основе подхода Ф.

    Энгельса к данным вопросам. Это означает, что высшие формы движения нельзя ни отрывать от низших, ни сводить к ним т. Эти крайности, характерные для метафизического подхода к проблеме, на деле тождественны.

    Действительно, отрыв высших форм движения материи от низших, игнорирование генетической связи между ними делает невозможным объяснение происхождения высших форм. Так, например, в основе "витализма" идеалистического направления в биологиилежит отрыв живого от неживого и абсолютизация трудностей познания биологических явлений и процессов. Живой материю которая сама по себе якобы пассивна и инертна - представление метафизиков, содержащее, как это показал еще Д.

    Толанд, порочный круг делает, по мысли сторонников этой концепции, некая сверхестественная а потому и непознаваемая "жизненная сила", извне вложенная в живое тело и управляющая его жизненными процессами. Свои взгляды виталисты пытались обосновать указанием на целесообразность, присущую живой природе соответствие строения и функций организма условиям его существования. Но это, подчеркнем, можно объяснить и без обращения факторы развития международной торговли реферат сверхестественному, как доказал Ч.

    Идея естественного отбора восходит еще к Эмпедоклу и Демокриту. Они полагали, что целесообразность строения живого порождена не наличием предустановленной цели, а тем, что организмы, у которых случайно возникшие органы и функции оказались несоответствуюшими условиям их существования, неизбежно погибают. С другой стороны, сведение высших форм движения материи к низшим приводит к механицизму, который не в состоянии объяснить развитие без представлений о "первотолчке" в том или ином его виде сверхестественное вмешательство, приводящее материю в движение.

    Но внешнее и только внешнее воздействие не может быть естественным источником движения см. Важно подчеркнуть, что высшие формы движения - это результат развития низших, и потому они включают в себя последние в снятом виде.

    Это означает, что высшие формы движения качественно отличаются от входящих в их реферат на тему сознание и материя низших, ограничивая в сложных системах их действие, подчиняя их и преобразуя ср.

    Резюмируем изложенное: не существует объекта, который 1 не обладает некоторой формой движения; 2 обладает лишь одной его формой; 3 обладает конечным набором форм движения.

    Реферат на тему сознание и материя 6889947

    Последнее очевидно с учетом того, что всякое движение - это отрицание себетождественности объекта в каком-либо отношении, - поэтому всякому объекту присуще столько видов движения, сколько у него свойств, сторон. Но материя неисчерпаема. Это, напомним, не исключает ее познаваемость: сущность объекта определяется основной для него формой движения. Основательный анализ данной проблемы - задача социальной философии. Поэтому здесь мы кратко остановимся лишь на несводимости социального к природному хотя оно и возникает на основе последнегоспецифике социального, содержании принципов структурности, развития и историзма применительно к анализу общественного развития.

    Несводимость социального к природному можно показать, рассмотрев существо одной из натуралистических концепций. Так, например, сторонники концепции географического детерминизма Ш. Монтескье, Г. Бокль, Э.

    Реклю и др. В свое время эти взгляды, противопоставлявшиеся религиозному пониманию общественного развития, имели определенное позитивное значение, однако сегодня их нельзя квалифицировать как научно обоснованные. Методологически подобные теории уязвимы потому, что усматривают источник развития общества вне его; совершенно недостаточна и их эмпирическая основа. Отдельными фактами, конечно, можно проиллюстрировать тезис, согласно которому в неодинаковых природных условиях общественные системы развиваются неодинаково.

    Но факты, взятые в целом, свидетельствуют: особенное в частности, связанное с природными условиями в общественном развитии включает общее как закон развертывания сущности социального. Сегодня ясно, что социальное развитие может как сходным образом протекать в весьма неодинаковых природных условиях, так и очень различным - реферат на тему сознание и материя последние практически одинаковы.

    Поэтому достаточно очевидно, что развитие общества в своих главных моментах не может быть объяснено влиянием природных условий. Уместно отметить и то, что темпы фундаментальных природных изменений несоизмеримы особенно наглядным это стало сегодня с темпами фундаментальных изменений в обществе. Для понимания специфики социального нужно учесть следующее. Человек отличен от животных по многим признакам как и они между собой- только его ухо, например, имеет мочку.

    Наиболее существенные из этих отличий - производство и использование орудий труда, членораздельная речь и способность к абстрактному мышлению. Из данных признаков исходным, определяющим является первый см. Поэтому человек как существо общественное развивается без коренного изменения своей биологической природы, за счет совершенствования орудий труда.

    Поскольку распространен взгляд, характерный для обыденного сознания, согласно которому специфика социального в том, что общество - это люди, сознательно преследующие свои цели, постольку нужно кратко рассмотреть существо материалистического понимания истории. В этой связи прежде всего напомним см. Ведь цель мысленная модель желаемого будущего суть интерес порождаемый потребностьюосознанный и ставший мотивом деятельности.

    Соответственно человеческая деятельность включает познавательное отношение к действительности: человек предвидит результат своих действий, что возможно лишь благодаря знанию закона и условий развития объекта деятельности.

    Но закон - это, прежде всего, объективное и необходимое отношение между явлениями. Еще раз подчеркнем: определяющим отличительным признаком человека является орудийный характер его деятельности и, следовательно, производство орудий труда.

    Это означает, что человек суть не продукт природы, но продукт изменения природы посредством орудий труда, что способом его существования является орудийная деятельность. Эпизодически пользоваться орудиями и даже изготавливать простейшие могут и высшие приматы; но, как отмечал Г.

    Плеханов, слон не потому слон, что иногда отгоняет мух реферат на тему сознание и материя. И хотя человека и животное объединяет то, что их действия обуславливает потребность результат и проявление определенной зависимости организма от внешнего мираони кардинально различаются способом ее удовлетворения.

    Это означает, что отношение человека к природе является не двучленным, как у животного, а трехчленным: человек - орудие реферат на тему сознание и материя природа, т.

    Именно потому, что между собой и потребным объектом человек помещает орудие труда, его деятельность становится целенаправленной: непосредственно она обращена на орудие труда, использующееся как средство достижения цели, каковой является потребный объект.

    Таким образом, материалистическое понимание истории рассматривает развитие общества как протекающее по объективным, т. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные символы. Здесь-то и возникают драматические идейные коллизии. Это означает признание многокачественности и многокомпонентности как материи в целом, так и всякого материального объекта. Поговорим об онтологической картине мира.

    Поэтому познавательное отношение к действительности - это, напомним, важнейшая сторона человеческой деятельности и, соответственно, обладать сознанием - значит уметь со знанием относиться к делу. Отношение человека к миру - это отношение не созерцательное, но деятельное. Поэтому необходимо подчеркнуть: обладающий сознанием человек является продуктом орудийной деятельности, продуктом, иначе говоря, общественно-исторической практики.

    В этой связи нужно хотя бы кратко остановиться на общественной природе человека, - ведь анализ всякой формы движения реферат на тему сознание и материя принцип структурности выявления ее материального носителя. Последний для социальной формы движения - это не отдельный индивид как таковой, но прежде всего общество.

    Маркс, - сущность человека не есть абстракт, доклад на тему профессия инженер отдельному индивиду.

    Обоснование этот тезис получает, в частности, при анализе общественной природы сознания см. Поскольку способ бытия человека - это орудийная деятельность, постольку мир человека есть мир реферат на тему сознание и материя, продукт реферат на тему сознание и материя трудовой деятельности, которая всегда имеет общественную природу. Так, примитивным орудиям индивидуального пользования в первобытном обществе необходимо соответствовал коллективный характер труда имея, например, "на вооружении" дубину, бессмысленно идти на охоту в одиночку.

    Еще нагляднее общественная природа труда проявляется в условиях общественного разделения труда. Маркс отмечал: "В производстве люди вступают в отношение не только к природе.

    Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью.

    Труд, таким образом, есть деятельное отношение субъект-общество-объект, т. Иначе говоря, общественный характер труда - это не его внешняя форма, вызванная внешней необходимостью бороться, например, с хищниками, но внутреннее содержание, сущностный способ бытия человека.

    Общественный характер труда не всегда нагляден. Важной является следующая мысль Маркса: даже "когда я занимаюсь научной и т. Обратим внимание: язык - это общественное явление, связанное с сознанием общественного человека. Итак, сознание, поскольку оно есть порождение орудийной деятельности, общественно-исторической практики, имеет общественную природу.

    В этой связи напомним, что тезис "бытие определяет сознание" можно обосновать лишь для общественного человека, т. Действительно, еще Платон доказал существование в сознании индивида некоего надличностного слоя, т.

    Канта к субъективно-идеалистическому априоризму. Априоризм Канта, "объясняющий" возможность существования всеобщего и необходимого знания, возник, как показали Шеллинг и Гегель, в результате того, что Кант в вопросах гносеологии стоял на позициях "робинзонады", рассматривая в качестве субъекта познавательной деятельности отдельного абстрактного индивида человека как таковогоот рождения обладающего всем необходимым для познания, которому противостоит абстрактная природа.

    Несостоятельность теории познания Канта хотя она и содержит весьма богатый и ценный материал свидетельствует о необходимости замены "Робинзона" в гносеологии общественным человеком, ибо человек не есть человек от природы: он становится таковым лишь в обществе - априорное для отдельного субъекта является апостериорным для субъекта общественного, носителя общественного сознания, порождаемого общественно-исторической практикой.

    Надличностное знание как содержание индивидуального сознания приобретается человеком посредством общения, посредством включения в материальную и духовную культуру человечества. И лишь в той мере, в какой это удалось осуществить индивиду, он и становится собственно человеком. Развитие человечества и происходит благодаря тому, что отдельный индивид может ибо общественно-исторический опыт закрепляется в изменениях общественного бытия и общественного сознания не воспроизводить все этапы общественно-исторической практики, овладевая ее опытом посредством приобщения к культуре.

    Заканчивая рассмотрение социальной формы движения материи, остановимся на диалектико-материалистическом понимании развития общества как естественно-исторического процесса. Это понимание содержит две стороны. Во-первых, развитие общества рассматривается, на базе материалистического понимания истории, как развертывающееся закономерно и в этом смысле - как подобное природным процессам.

    Во-вторых, оно рассматривается как порождаемое деятельностью людей, обладающих сознанием, целями, волей. На первый взгляд может показаться, что эти стороны не могут быть сторонами одного процесса, что они исключают друг друга.

    Как начать выступление на защите диссертацииДоклад представительство в суде
    Доклад на методобъединении учителей русского языкаВзаимодействие атомов элементов неметаллов между собой доклад
    Рецензия опера князь игорьРецензия на бакалаврскую работу по педагогике
    Математика в физике докладДоклад про достопримечательности москвы на английском языке
    Эссе свободен ли яРеферат история графического дизайна

    В действительности это не так, ибо люди а тем реферат - массы людейпреследующие свои цели, руководствующиеся определенными идеями и стремлениями, всегда живут в рамках сознание объективных условий природа, производительные силы. Чтобы этот подход стал понятным, напомним следующее. Основной тему философии - это, по существу, проблема выявления оснований совпадения цели и результата практической деятельности. Поскольку практика - это деятельность и материальная протекающая по законам природы, материя.

    С учетом этого характеристика общественного развития как естественно-исторического процесса не должна казаться очень уж парадоксальной.

    доклад философия сознание и бытие

    Таким образом, материалистическое понимание истории рассматривает развитие общества как протекающее по объективным, т. Убедимся на двух простых примерах, что таковые действительно существуют. Так, когда орудия труда были примитивными и средства для жизни люди добывали охотой и собирательством на основе естественного разделения труданевозможность систематического производства прибавочного продукта и коллективный характер труда обуславливали родо-племенную организацию первобытного социума.

    При этом, в частности, было невозможным имущественное неравенство между людьми. В условиях же, когда сформировалось общественное разделение труда, имущественное неравенство с необходимостью возникло, ибо обмен товаров осуществляется по стоимости, но себестоимость у различных товаропроизводителей различна. Наличие в общественном развитии объективных закономерностей отнюдь не является, подчеркнем, основанием для отождествления природного и социального.

    Дело в том, что между законами природы и законами развития общества есть существенное различие. Законы природы, будучи объективными, т. Законы реферат на тему сознание и материя развития общества, хотя и не зависят от сознания людей, являются законами их деятельности. Иначе говоря, если в обществе объективно возникла необходимость в тех или иных преобразованиях, то это отнюдь не означает, что они осуществятся сами собой, "объективно". История делается таким образом, что конечный результат всегда получается, - разъяснял Ф.

    Энгельс, - от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она.

    Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил. Этот результат. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны.

    Философия. Сознание и материя. Понятийное мышление. Часть 1

    Традиционная теория познания как виртуальный 42 конструкт. Основные принципы научной теории познания. Субъект познания 43 и объект познания 44 — главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъектно-объектных отношений и виртуальность субъекта познания.

    Микешина Л. Философия познания. Полемические главы. Место теории познания в философии и человеческой культуре. Традиционная теория познания как виртуальный конструкт. Следовательно, основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос: Что значит знать? В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности реферат на тему сознание и материя открытия закономерностей развития природы, общества и мышления.

    Знание человечества представляет систему, включающую в себя как опыт отдельных индивидов, унаследованный от предшествующих поколений генетическая память или собственные знания, так и социальную память народа, закрепленную в достижениях культуры и искусства.

    • Таким образом, если внешнее воздействие действие силы рассматривать в качестве универсального источника движения, то в конечном счете невозможно будет обойтись без обращения к сверхестественному перводвигателю.
    • Следовательно, основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос: Что значит знать?
    • Владей его представители диалектикой, революция в естествознании могла бы и не сопровождаться кризисом.
    • Поэтому субстанция первооснова вещей должна быть многокачественной и многокомпонентной.
    • Считается, что бессознательное не просто существует, а является важной стороной психической деятельности индивида, его духовной целостности.
    • Это позволяет понять всякое движение и всякое развитие прежде всего как самодвижение и саморазвитие.

    Поиски каналов получения знания сознание, открытие законов функционирования знания и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания, дающей знание о самом знании. Таким образом, теория познания или гносеология 46или эпистемология есть раздел философии, в котором изучается природа познания, возможности познания, отношение знания к реальности это основной вопрос философии для мыслителей всех времен и народовисследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия правдоподобия познания.

    Истинность — максимальная степень правдоподобия. Совокупность ответов, полученных на эти вопросы, позволяет решить проблему сущности знания, которое можно определить следующим образом: Знание — есть материя процесса познания действительности. Знание человека по своей природе принципиально отличается от того, что обнаруживается у животных, То есть знание — это чисто человеческий феномен. У человека знание выступает в различных формах: 1. Повседневное житейское знание; 2. Научное знание; 3. Художественное знание.

    Художественное знание дает отражение мира в тему эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека. Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания. В процессе познания субъект и объект познания вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют. В социальном познании человек может выступать одновременно реферат как субъект и как объект познания если познавательная деятельность человека рефлекторно направлена материя самого.

    Классическую теорию познания предложил более лет назад Р.

    Понимание материи и сознания

    Этот вклад французского ученого в теорию познания был назван картезианской декартовской революцией в философии. Смысл теории познания по Р. Философски осмысливая процесс познания можно выделить в нем чувственную и рациональную ступени. Ощущения являются результатом воздействия внешней среды на органы чувств человека и появляются на выходе любого из органов чувств тогда, когда на входе этого органа чувств непосредственно имеется возбуждение, вызванное воздействием материального объекта.

    Таким образом, ощущение — это отражение отдельных свойств объектов материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.

    В процессе возникновения ощущения органы чувств являются каналами, связывающими мозг человека с объективной реальностью. Таких каналов у человека пять: 1. Каждый канал формирует элементарный чувственный образ соответствующего типа, все же вместе они создают более сложный чувственный образ — восприятие, являющееся целостным воспроизведением в понятие и виды реферат человека материального объекта в единстве всех его ощущений, получаемых по вышеперечисленным каналам органов чувств.

    Воспроизводя объект в своем сознании, человек может домысливать. То есть воображение поднимает мышление человека на следующую ступень абстрагирования отвлечение от несущественногоперекидывая как бы мостик от чувственной к рациональной ступени познания.

    Основными формами рационального познания являются понятия, реферат на тему сознание и материя, умозаключения, теории, метатеории теории о теориинауки, метанауки науки о наукефилософская картина мира. Понятие — это форма мысли, в которой отражаются существенные свойства и отношения объектов в противоречиво развивающейся действительности.

    По форме понятия субъективны, так как являются продуктом духовной деятельности человека, а по содержанию объектныетак как понятия пустыми не бывают, ибо думать ни о чем невозможно.

    Рациональное мышление — есть процесс оперирования понятиями, но в тоже время мыслить значит судить о чем-то, высказывать свое мнение о наличии или отсутствии каких либо свойств у объекта, то есть логическое осмысление понятий происходит только в суждениях. Реферат на тему сознание и материя, есть форма мысли, в которой говорящий выражает свое отношение к присущности или не присущности объекту определенных свойств и отношений. Высказывая свое мнение, человек, может приписать объекту познания любой признак предикат.

    Возникает проблема, насколько это приписывание соответствует реальному положению дел, то есть присущи или не присущи объекту, приписываемые ему свойства и отношения.

    Что первично: СОЗНАНИЕ или МАТЕРИЯ?

    Понятие сознания как философского термина. Признание в материализме материи в качестве субстанции. Проблема на основе теории отражения. Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме. Отношение сознания к бытию. Чувственные образы предметов. Структура сознания в гносеологическом плане. Проблема идеального в философии и отрыв сознания от материи. Особенность объективного идеализма. Философские позиции субъективных идеалистов.

    Основной вопрос философии и варианты его решения: материализм — примат материи над сознанием, идеализм — примат идеи над материей.

    В Новые века формируется новое представление о человеческом сознании. Оно становится центральной проблемой философии. Даже само бытие человека доказывается наличием у него сознания. Так, французский философ Р. Говоря о свойствах человеческого сознания, немецкий философ И.